Ремонт балалаек своими руками

Подробно: ремонт балалаек своими руками от настоящего мастера для сайта olenord.com.

Привет, Друзья! Попросили меня отремонтировать балалайку. Вернее сказать — сделать её красивой — в подарок. Но раз уж делать, то делать как надо!

Балалайка — 1979 года рождения. Делалась, видимо, как сувенир, о чём говорит надпись на деке. Но видимо не судьба.. работала в Музыкальной школе. Время конечно её не пощадило. Дека — в трещинах, клёпки тоже расходятся местами. Лак почти облезИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fobshhij-vid-1

Сначала хотел просто отделить деку, проклеить, сделать новые пружинки и собрать. Но как говорится — аппетит приходит во время еды.

Дека вскрытаИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fdeka

Лкёпки и задинка — разобраныИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Frazobral

Разобралось всё довольно легко при помощи горячей воды и ножа.

Далее, проверяя, и где надо подгоняя склеил клёпки обратно. Затем приклеил и задинку. Настала очередь деки. Проклеил все трещины, отчистил от старого покрытия, врезал украшение голосникаИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fchistim-deku1

Приклеил новые пружинки, предварительно задав им нужный куполИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fkleim-pruzhinki

К корпусу приклеил огибы и обработал ихИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fkleim-ogiby

Ну вроде всё готово к закрытию корпусаИзображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fgotovy-k-sklejke

ЗАКРЫВАЕМ!Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fzakryli

После высыхания, всё обрабатываем. Готовим канты, подгоняем пазы для них и приклеиваем. Врезаем украшения в углы деки. Выравниваем гриф, ставим и обрабатываем лады. Затем опять следует обработка подготовка к покраске ну и собственно покраска.

Затем готовим и клеим панцирь. Изготавливаем новую подставку и верхний порожек. Нижний приклеен вместе с кантами.Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Fkleim-pantsir

Ставим струны. Настраиваем! Ну и вот собственно, что получилось!Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fjemalov.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F11%2Ffinal3

Такая вот русская мулаточка. Я играл на балалайке первый раз в своей жизни. Ребята, зря этот народный инструмент нами забыт. Хочется играть и играть!

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Видимо услышав мои мысли, друзья принесли мне очередную находку. Тоже Ленинградская балалайка, но только с пластиковым корпусом.

Недавно принесли на капремонт балалайку — инструмент сильно потрепан ежедневной тяжелой эксплуатацией. Задачи ставились следующие: замена сточенных ладов, замена перламутровых маркеров, изготовление новой подставки, замена фанерного панциря на эбеновый, полная перелакировка прозрачным лаком.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_1_20090706_14267006681

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_2_20090706_1678516701 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_3_20090706_1749269192 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_4_20090706_1547229151 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_5_20090706_1679616210 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_9_20090706_1933555662

Снимаем с балалайки струны, аккуратно извлекаем лады — главное сберечь от сколов накладку. Черное дерево очень хрупкое, и при неумелых действиях происходит выкалывание маленьких (а иногда и крупных) кусков эбена. Конечно, сколы можно зашпаклевать, но товарный вид инструмента будет потерян.

Далее — панцирь, здесь прежний мастер решил закрепить его нетрадиционно — прибить гвоздями. Этого делать не стоит — металл и дерево слишком разные материалы. Гвоздь со временем начинает коррозировать, и, постепенно расшатываясь от вибраций, перестает держать панцирь.

Колковая механика оказалась совершенно чистой — без смазки! Механику в балалайке нужно смазывать, хотя бы раз в пол года, тогда она будет служить долго. Так же снимаем на время верхний порожек.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_13_20090706_1970788394

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_12_20090706_1036837113 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_14_20090706_1070600429 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_15_20090706_1222357971

Когда накладка без ладов меняем старые перламутровые точки на новые. Бруском со шкуркой проходим по накладке, удаляем остатки клея и выступающий перламутр. Проверяем линейкой отсутствие неровностей — накладка на балалайке должна быть абсолютно прямой.

Теперь вбиваем новые лады. Я всегда ставлю лады на клей, так они надежнее сидят в своих пазах, не реагируя на изменения температуры и влажности воздуха. Еще что важно — клей является дополнительным проводником звука от лада к накладке. Лады ставлю из нержавейки, они долговечнее и прочнее своих более дешевых собратьев из нейзильбера. Осталось выровнять весь ладовый ряд, закатать плоские вершины ладов, добиваясь исходного полукруглого профиля. Так же обработаем надфилями торцы ладов, чтоб при игре не поранить руки. В конце все лады проходим шкуркой, начиная с крупной, и заканчивая самой мелкой. Обязательно полирую лады до зеркального блеска — потом играть сплошное удовольствие! Никогда не пренебрегаю такой мелочью, как закрыть щели между накладкой и торцом лада. Это эстетично и практично: грязи попадает меньше — меньше проблем с ладами.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_17_20090706_1164881864

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_18_20090706_1791231378 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_19_20090706_1675606604

Проделав все предыдущие операции, примемся за панцирь. Острым ножом обведем контуры будущей заготовки, затем лобзиком вырежем сам панцирь с небольшими припусками. Вырезаем новые прокладки, соединяющие панцирь с декой. Все тщательно подгоняем друг к другу — щелей быть не должно.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_20_20090706_1369922635

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_21_20090706_1624228791 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_22_20090706_1714588704

Удаляем весь старый лак с корпуса и головки. Это долгая и кропотливая процедура. Само собой, не забываем и о здоровье: респиратор убережет легкие от попадания пыли, которая неизбежна во время шлифования. Здесь я не экономлю — профессиональная респираторная система от ЗМ работает как надо!

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_23_20090706_1215771457

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_24_20090706_1609227205 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_25_20090706_1247663569 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F1_26_20090706_1842342262

Перед лакировкой заделываем щели и поры в корпусе балалайки. Далее наносим грунт, он выравнивает поверхность дерева, обладает отличной адгезией и быстро высыхает. Грунт не успевает глубоко проникнуть в поры, тем самым, не сковывает деку. После прошкуривания наносим лак.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F21

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F3 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F4

Сушим, шлифуем и снова лачим. Затем шлифуем шкуркой, постепенно уменьшая зерно. Располировываем до глубокого глянца. Я пользуюсь абразивными и полировальными пастами ЗМ, это профессиональная линейка материалов, с ней достигается высокое качество финишного слоя.

Не забудем смазать колковую механику.

Закрепляем панцирь, натягиваем струны.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F7

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F6 Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fserebrov.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F09%2F8

Владелец инструмента попросил установить на балалайке звукосниматель. Из большого количества вариантов был выбран контактный конденсаторный микрофон AKG 411, он крепится прямо на деку с помощью липкого компаунда.

Когда владелец пришел забирать инструмент, то не узнал свою балалайку: балалайка выглядит как новая, да и звучит намного лучше.

Датчик лучше брать скрипичный, т.к. размеры бриджа больше соответствуют. Там, как правило, идет не пьеза, а электретная пленка подставляется под опору бриджа.

Про магнитный звучок Санчо правильно сказал. Можно, конечно и свой намотать в размере 1/2.

поставить в нэк и в бридж и переключать последовательно/параллельно. Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.musicforums.ru%2Fshamray%2Fimages%2Fsmiles%2Fidea2

Пьезу я бы вывел на отдельное гнездо, установив встроенный буфер, оттуда – во внешний преамп.

Где же Петр с его вечным “Ставь Х2Н и не парь моск” Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.musicforums.ru%2Fshamray%2Fimages%2Fsmiles%2Fsuper

Serebrov, а не думал струны сдвоенные сделать. Ежели кастом, то уж по полной.

Читайте так же:  Ремонт чугунной батареи своими руками

>Извини за ламерский вопрос: пассивный датчик (хамб или сингл) возможно подружить с активной пьезой? Чтоб не делать два разных выхода с каждого звукана.

http://www.lrbaggs.com/html/products/preamps_ctrlx.shtml
Есть фиговинка такая. Как я понял, делалась для гитар Тома Андерсена, который просил микшировать именно пассивные датчики с пьезой.

НО!
Вопрос нафига? Чтобы провода сэкономить? В идеале звук от пьезы должен идти на акустический комбо, а от магнитного звучка на комбо для электрогитары. С двумя выходами гораздо больше возможностей для наворачивания звука. На пьезу можно навесить делэй, например, а магнитный пустить через драйв или тремоло для звука в стиле сёрф. При этом провода используются стандартные гитарные, а не стерео, которые потом хз, куда втыкать.

1 ИЗГОТОВЛЕНИЕ И РЕМОНТ БАЛАЛАЕК 1

3 Рис. 1. Балалайка шестиклепочная: 1 -колковая механика закрытого типа; 2-головка грифа; 3- верхний порожек; 4 – ручка; 5-накладка; 6-клец; 7-пружинки; 8 – обечайка (огиб); 9-дека, 10-подставка; 11 -задинка; 12- порожек нижний; 13-задничек; 14 – клинья на задинке; 15- обкладка на заднике; 16, 17, 18-клинья корпуса; 19- пятка грифа; 20-крышка колковой механики; 21 – струны; 22- ладовые пластины, 23 – точки; 24- обкладка на деке; 25- панцирь; 26 – розетка; 27-уголки; 28-кнопки 3

4 Балалайка-прима настраивается так: Балалайка-секунда настраивается так: Балалайка-альт настраивается и звучит на октаву ниже написанного: Балалайка-бас настраивается так: Балалайка-контрабас настраивается и звучит на октаву ниже написанного: 4

5 Изготовление заготовки грифа Ручку грифа делают из древесины твердолиственных пород: бук, орех, красное дерево, палисандр, черное дерево и т. д. Считается, что чем тяжелее порода древесины, тем качественнее получается гриф. Для заготовок грифа применяют хорошо просушенную древесину. Заготовка ручки грифа балалайки-примы представляет собой брусок размерами 300 х 60 х 25 мм. После обработки ручка грифа 1 (рис. 2) в конце имеет небольшое уменьшение сечения. Пятка (3) приклеивается к ручке мездровым клеем через прокладку (2), которую вырезают из березового или орехового шпона толщиной 0,5-0,8 мм. Если материал пятки тот же, что и ручки, то прокладку можно не ставить. Расположение слоев в заготовке желательно выдерживать так, как показано на рис. 2. Рис. 2. Заготовка ручки грифа: 1 – ручка грифа; 2- прокладка; 3 -пятка; 4 – набор из 3 листов шпона Часто заготовку украшают следующим образом. Распиливают вдоль осевой линии ручку с приклеенной пяткой и меняют местами половинки. Отстрагивают плоскости будущей склейки. Между половинками ручки грифа вставляют набор из трех листов шпона (4): двух темных и одного светлого или двух светлых и одного темного. Можно ограничиться одним листом шпона. Цвет шпона подбирают в зависимости от цвета древесины ручки грифа. 5

6 Рис. 3. Разметка и эскиз клеца: а – разметка пятки грифа под клец: пропилы мелкозубой пилой; б – эскиз клеца; 1, 5-щечки; 2-контур наружной части клеца; 3- контур внутренней части клеца; 4, 7-пропилы; 6 – верхняя часть клеца; в -наружный контур клеца После просушки клеевых соединений пятку размечают под дальнейшую обработку (рис. 3). На расстоянии 17 мм от края пятки проводят линию по контуру. По этой линии мелкозубой пилой делают пропилы с 1 по 6 на глубины, показанные на рис. 3, а. Слева и справа от пятки приклеиваются «сухари» из клена размерами 16 х 16 х 50 мм 1 и 5 (рис. 3,6). Слои направлены вдоль брусочков. Верхнюю часть клеца 6 получают, спиливая пятку на глубину 3 мм. Обработку клеца по контурам 2 и 3 производят стамеской, строго выдерживают при этом наружный контур (рис. 3, в). До внутреннего контура 3 стараются недорезать. Пропилами 4 и 7 (см. рис. 3, б) на глубину 7 мм заканчивают предварительную обработку клеца. 6

8 Изготовление элементов корпуса Дощечка для изготовления клиньев должна быть после чистового строгания 2,5 мм толщиной. Для изготовления клиньев пригодны многие лиственные породы древесины, но мастера отдают предпочтение клену. Кроме своеобразного рисунка эта порода обладает хорошими пластическими и акустическими свойствами. Расхождение в рисунке особенно заметно в двух центральных клиньях, и на это следует обратить внимание при подборе комплекта клиньев. Рис. 5. Размеры клиньев балалайки-примы Комплект готовят из шести дощечек. Одну дощечку имеют в запасе, на тот случай, если какой-нибудь клин сломается. На дощечках обводят контуры шаблонов (рис. 5) и обрабатывают по этим контурам стамеской и рубанком. Особое внимание обращают на точность обработки клиньев с той стороны, с которой будет приклеена жилка. Эта же сторона клиньев имеет скос: для первых клиньев 20, для вторых 15 и левого третьего 10. Третий правый клин обрабатывают только стамеской, оставляя запас в 3 мм. На боковые грани клиньев со скосами приклеивают жилки, цвет которых зависит от цвета древесины клиньев. Как правило, жилки нарезают из березового прокрашенного шпона толщиной 0,8 мм и шириной 8

9 3,5-4 мм. Клей наносят на боковую грань клина и жилку. Жилку притирают носиком металлического молотка. Если жилка не приклеивается, ее прикручивают к клину нитками. Рис. 6. Размеры задинки балалайки-примы Задинку изготавливают из двух склеенных или одной целой еловой дощечки толщиной 10 мм (рис. 6). Допускаются твердые сросшиеся сучки диаметром до 10 мм и расположенные не ближе 20 мм к краю задинки. Контур задинки получают с шаблона. Каждая из шести малых граней имеет угол скоса около 10, который при сборке подтачивают до требуемого. Нижняя грань также имеет скос около 20, но в противоположную сторону. Задинка должна быть хорошо высушена и тщательно отстругана. Все угловые точки контура задинки следует проверить на симметричность относительно центральной оси. 9

10 Сборка балалайки на шаблоне и последующая ее обработка На шаблоне 1 закрепляют парой струбцин заготовки ручки грифа 2 с подготовленным клецем (рис. 7). Следует выдержать расстояние в 280 мм от начала клеца до края задинки 3, которую также двумя струбцинами крепят к шаблону. При установке ручки грифа и задинки внимательно следят за совпадением осей закрепляемых деталей с центральной осью шаблона. Сборку начинают с подготовки первого левого клина 1 (рис. 8). Для упрощения рисунка струбцины не показаны. Рис. 7. Подготовка шаблона балалайки к сборке: 1 – шаблон; 2-заготовка грифа; 3 задиика Рис. 8. Подгонка первого левого клина: 1 – первый левый клин; 2-жилка первого левого клина; 3 – вершина граней клеца; 4 – клец; 5-задника; 5 -вершина граней задинки; 7 – карандашная линия временного гвоздевого соединения Узкой частью клин вставляют в соответствующее гнездо в клеце 4. Для более плотного прилегания торца клина к гнезду на нем снимают фаску. По ширине клин подгоняют так, чтобы жилка 2, приклеенная к 10

Читайте так же:  Ремонт цс 100 своими руками

15 На предварительно простроганной задинке карандашом размечают расположение клиньев. Для этого соединяют вершины граней задинки с центром А (рис. 14, а). Клинья изготавливают из той же породы, что и клинья корпуса, выбирая толщину 2,5-3 мм Рубанком перпендикулярно к пласти обрабатывают клин 1, подгоняя его по разметке на задинке Убедившись в правильности обработки, клин обрезают по длине вровень с клеевым швом между гранью задинки и клином корпуса. Поверхность задинки обрабатывают рашпилем или цинубелем, как и обратную сторону клина. Клин с нанесенным клеем прижимают к своему месту несколькими сапожными гвоздями. Подгонка второго клина аналогична первому. В момент приклейки между первым и вторым клином ставят жилку того же цвета, что и на корпусе. Жилку перед установкой погружают в клей. Пальцами левой руки излишки клея снимают в клеянку. Прижимают второй клин только с двух сторон, как показано на рис. 15,6. Пятый и шестой клинья закрепляют также с двух сторон (рис. ПО, в). В зоне точки А, где сходятся вершины клиньев, резаком подчищают площадку и заделывают ее вставкой на клею. Рис. 14. Схема отстрожки корпуса 15

16 Рис. 15. Набор клиньев на задинке: а -установка первого клина: 1 – клин 1; 2-сапожные гвозди; б -установка второго клииа: 1 – жилка между первым и вторым клиньями; в – установка шестого клииа: 1 – площадка для вставки Рис. 16. Приклейка штапика на задинке: штапики обкладки; 7 -клин корпуса; 8 – задинка; 9 – клин задинки Если клинья задинки подогнаны аккуратно, то между их торцами и торцами клиньев корпуса будет угол, близкий к прямому. Если клинья задинки не на равном расстоянии (около 3 мм) повторяют контур корпуса, то этот дефект исправляется мелкозубой пилой, которой подпиливают клинья по длине. Двугранный угол, образованный торцами клиньев задинки 9 и клиньев корпуса 7 (рис. 16), рекомендуют несколько раз прочистить четырехгранным напильником по металлу с крупной насечкой. Так готовится гнездо под обкладку штапика. Штапик подгоняют в следующей последовательности 1, 2, 3, 4, 5, 6. Концы штапика подрезают «на ус» стамеской с упором на верстак. Приклеивают штапик в последовательности 1, 6, 2, 5, 4, 3. Третий служит 16

17 «замком», т. е. его подгоняют, когда все остальные уже приклеены. Приклеенные штапики прижимают веревкой по схеме (см. рис. 16). Для большей наглядности контур задинки искажен. Для лучшего прилегания штапика к гнезду одну из его граней изготовляют не под прямым углом. Рис. 17. Размещение задничка на задиике Просушенный штапик со стороны задинки выстрагивают рубанком-оборотником заподлицо с клиньями задинки, а со стороны клиньев корпуса эту операцию выполняют напильником по металлу. Замеченные щели и дефекты шпаклюют древесными опилками соответствующего цвета с мездровым клеем. После тщательной просушки задинку выстрагивают и шлифуют наждачной бумагой. В задинку (рис. 17) врезают задничек. Сначала задничек, предварительно выпиленный из прокрашенного березового шпона толщиной 1,5 мм, накладывают на клинья задинки и обводят остро отточенным карандашом. По полученному контуру прорезают резаком на глубину 1-1,2 мм и выбирают гнездо. Задничек вклеивают (мездровым клеем) и притирают молотком. Контур задничка рекомендуют выдерживать в размерах, приведенных на этом рисунке. Форма задничка может быть различной. 17

20 Рис. 21 Заготовка пружинок а а – насечка топором, б-нарезка ножом, в-размеры заготовки пружинок балалайкипрнмы; г-пружинка, остроганная по шаблону Рис. 22 Приклейка пружинок 1 – дека; 2-пружинка; 3 – жимок, 4 – прижимная линейка Приклеивают пружинки мездровым клеем в такой последовательности На внутренней стороне деки тонкими карандашными линиями размечают положение будущих пружинок 2 (рис. 22). Начинают приклейку с пружинки 1. Клей наносят на дугообразную грань пружинки и ставят пружинку на свое место. С лицевой стороны деки 1 подкладывают прижимную линейку 4 из ели сечением 25 х 5 мм и ставят жимки 3. Для лучшей работы жимков края пружинок перед нанесением клея срезают «на ус». При 20

10 метров. Корпус балалайки 6 укрепляют на верстаке (рис. 24) с помощью струбцины (2). Для того чтобы ручка грифа (3) не скользила по пласти верстака 4, под нее кладут кусок крупной шлифовальной шкурки, сложенный пополам зерном наружу. Клей наносят на огибы, клец, гнезда пружин, задинку. Деку ставят на место. При этом проявляют предельную осторожность к уголкам деки. С помощью прокладки 1 парой сапожных гвоздей прижимают верхнюю часть деки к клецу. Наложив прижимную линейку 5 на деку, прижимают ее левой рукой к задинке. Правой рукой надевают на гвоздь, вбитый в клец, петлю мм) и, пропустив ее под корпусом, выводят по деке на второй гвоздь. Обогнув второй гвоздь, веревку снизу корпуса выводят на 21

23 варианта показаны на рис. 25, б. Врезают уголки так же, как и розетку. Рисунок уголков подбирают с учетом рисунка розетки. Рис. 25. Врезка уголков: а – прорезаиие деки обрезным рейсмусом; б варианты исполнения уголков 23

29 Рис. 31. Подготовка гнезд под ладовую проволоку: 1 – струбцина; 2- шаблон мензуры; 3 -иакладка; 4 – ручка грифа; 5-корпус Рис. 32. Обработка ручки грифа: а, б – предварительное опиливание пятки; в – обработка пятки и ручки грифа: 1 – исходный профиль; 2 – профиль после обработки стамеской; 3 – окончательный профиль грифа и его сечений 29

Читайте так же:  Ремонт фрезера фиолент своими руками

32 Изготовление и установка порожков и панциря Первый пропил на накладке грифа (рис. 35, а) допиливают на глубину накладки. Полученное гнездо зачищают стамеской и вклеивают в него брусочек черного дерева или другой твердой породы размерами 6 х 8 х 35 мм. После просушивания верхний порожек обрабатывают стамеской по профилю, изображенному на рис. 35, б. Рис. 35. Схема установки верхнего порожка: а – подготовка гнезда под верхний порожек: 1 – накладка грифа; 2 – разметка пропила под порожек; б -рисунок верхнего порожка с указанием основных размеров Рис. 36. Схема установки нижнего порожка: 1 – дека; 2 – штап; 3-задничек; 4 – клинья задники; 5 -задинка Нижний порожек следует делать также из твердых пород. Гнездо под порожек готовят, как показано на рис. 36. Панцирь для балалайки делают из шлифованной дощечки из прокрашенного граба или груши толщиной 3-4 мм. Для этих целей можно употребить и трехслойную березовую фанеру без сучков. Первую часть контура панциря AGF (рис. 37) выпиливают с помощью лобзика или тонкой лучковой пилы. Рашпилем и напильником снимают фаску. Ломаной линией ABCDEF на рисунке изображена вторая часть контура 32

33 панциря. Ее получают, приложив дощечку заготовки к корпусу балалайки и обведя корпус и конец накладки карандашом. Вырез в дощечке панциря BCDE под накладку делают на 2 мм уже и на 4 мм короче (тем самым дают припуск на обработку). Рис. 37. Эскиз заготовки панциря (вид с нижней стороны) 1 – эскиз раскроя заготовки панциря; 2 – сечение панциря; 3-сечение приклеенной прокладки нз шпона С нижней стороны панциря приклеивают накладки 3 из шпона толщиной 1,5-2 мм. Скосы под углом 15, которые делают на участках ВС и DE, обеспечивают плотное соединение панциря и накладки грифа. Участок CD соединяют с накладкой с помощью плечика (рис. 38). С корпусом панцирь соединяют на клею через прокладку 6 несколькими деревянными гвоздиками 10. Гнезда под гвоздики предварительно 33

34 накалывают шилом или насверливают сверлом диаметром 1-1,5 мм. Ориентировочные места установки гвоздиков обозначены на рис. 37 звездочками. Перед установкой панциря в зоне приклейки снимают лак с деки инструмента. Следует обратить внимание на то, что поверхность панциря с нижней частью накладки должны совпадать. Щели между ними шпаклюют. Рис. 38. Схема крепления панциря: а -размещение сечеиий; б и в -поперечное и продольное сечения: 1 – панцирь; 2 – ладовая проволока; 3- накладка; 4 – клец; 5-дека; б -прокладка под панцирем; 7 -штап; 8

огиб; 9-клин корпуса; 10 – деревянный гвоздик Рис. 39. Эскизы заготовки и подставки а -за-отовка подставки; б -подставка 34

35 Рис. 40. Схема определения высоты подставки: h – высота подставки; А – расстояние от верхнего порожка до 12-го лада Заготовку для подставки под струны (иногда называемую кобылкой) делают из клена, бука, реже березы (рис. 39, а). На верхнюю грань заготовки приклеивают прокладку из черного дерева, палисандра или другой очень твердой древесины. Окончательные размеры подставки показаны на рис. 39, б. Высота подставки в средней части определяется по схеме, приведенной на рис

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.balalaika-master.ru%2Fi%2F51-19

Подставка является неотъемлемой частью балалайки. Она служит для поддержания струн, передачи их колебаний к деке и ограничения длины рабочей части струны. Подставка должна быть жесткой, т.е. способной сопротивляться деформациям и иметь на своей рабочей части костяную пластиночку для свободного скольжения струны при игре вибрато. Изготавливают ее либо из древесины клена радиальной распиловки с крупными ярко выраженными сердцевинными лучами, но не имеющей «волны», либо из черного дерева. Для каждого инструмента форма подставки и материал для ее изготовления подбираются индивидуально. Она должна быть несколько наклонена назад и очень тщательно подогнана.

На свойства древесины будут влиять следующие факторы:

  • проникание в поры древесины грунта, который, по-видимому, при высыхании несколько уплотняет поверхностный слой древесины
  • вид применяемого для покрытия материала
  • толщина защитного слоя

Из всего сказанного следует, что соблюдение основных правил хранения и ухода за высококачественными концертными балалайками, впрочем, как и за всеми инструментами, не только влияет на их акустические качества, но и продлевает их жизнь.

Вот эти правила:

  1. Хранить инструмент необходимо в сухих отапливаемых помещениях с температурой воздуха 15-30°С и относительной влажностью 50-60%. Лучше, если инструмент хранится в футляре.
  2. Место хранения инструмента без футляра не должно быть ближе 1,5 м от отопительных систем, а уложенного в футляр – 0,5 м.
  3. Следить за чистотой инструмента.
  4. Следить за тем, чтобы колковая механика была всегда смазана маслом.
  5. При внесении инструмента с мороза в теплое помещение не вынимать его из футляра сразу, дать возможность, чтобы температура балалайки сравнялась с температурой воздуха в комнате постепенно.
  6. Осторожно обращаться с инструментом, не допускать его падения, оберегать от ударов и помнить, что балалайка, как и любой музыкальный инструмент, является сложным тонким акустическим прибором, что она изготовлена из хрупких материалов и всякое повреждение или удар может привести к разрегулированию всей акустической системы инструмента или поломке отдельных его частей.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.balalaika-master.ru%2Fi%2F48

Изображение - Ремонт балалаек своими руками proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.balalaika-master.ru%2Fi%2F61-21Как уже говорилось в предыдущем разделе реферата, некоторые отличные налимовские балалайки были загублены при ремонте мало профессиональными мастерами. Строгое соблюдение правил ухода и эксплуатации инструментов намного снижает возможность возникновения дефектов. Однако их появление иногда зависит от таких факторов, как влажность воздуха, условий, в которых эксплуатируется инструмент, условий транспортировки, поэтому исключить полностью появление дефектов невозможно.

Кроме того, бывает много случайностей, результатом которых могут быть поломки отдельных частей инструмента или полное его разрушение. Имеются также дефекты, появляющиеся в результате длительной эксплуатации балалайки: истирание ладов, появление люфтов в колковой механике, истирание лакового покрытия инструмента, ослабление упругости деки. Чтобы не происходило ухудшения акустических и игровых качеств высокохудожественных концертных балалаек, ремонт нужно поручать только высококвалифицированным мастерам-реставраторам, имеющим опыт по ремонту уникальных инструментов. К сожалению, очень немногие из современных мастеров предъявляют высокие художественные требования к своим работам, даже на фабриках музыкальных инструментов они не очень высоки.

Читайте так же:  Ремонт швейной машины веритас своими руками

Недостаточна требовательность членов экспертных комиссий к художественно-эстетическому уровню принимаемых инструментов, к современности конструкции и формы, качеству применяемого материала, подбору цветовой гаммы, гармоничности пропорций и стилистическому единству. Даже при условии высокой профессиональной подготовленности членов экспертной комиссии, их мнения субъективны. Для объективной же оценки звуковых и игровых качеств балалаек необходимы приборы и стенды. Это значит, что современное изготовление инструментов должно базироваться на научных основах конструирования, обеспечивающих высокое качество. Эти разработки под силу только фабрикам по производству музыкальных инструментов. Необходим широкий комплекс научно-исследовательских работ в этой области. Нужно знать зависимость объективных свойств звука от физико-механических свойств древесины, используемой для изготовления инструментов, толщины деки, размеров, конструкции, места расположения пружин, подставки. Иначе говоря, нужно научиться изготовлять высококачественные концертные балалайки на основе научных данных, а не на субъективных оценках и знаниях мастеров-одиночек

  1. Петухов М.В. В.Андреев и кружок игроков на балалайке. – «Баян» 1888, № 11, стр. 99;
  2. Бабкин Б. Балалайка. “Русская беседа” 1896, № 3;
  3. Правительственный вестник. 1915, 6 мая;
  4. Соколов Ф. Русская народная балалайка. М., “Советский композитор”, 1962;
  5. Илюхин А. В.В.Андреев. Материалы по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах. М., ГМПИ им. Гнесиных, 1959, вып. I ;
  6. Вертков К. «Русские народные инструменты». Л. “Музыка”, 1975;
  7. Горлов А. Производство и ремонт смычковых музыкальных инструментов. М., “Легкая индустрия” 1975;
  8. Пересада А. Справочник балалаечника М.”С.К.” 1977;
  9. Неопубликованные материалы из архивов В.В. Андреева, Б.С.Трояновского, П.Ф.Покромовича, хранящиеся в ЦГАЛИ;
  10. Фотографии сделаны с оригиналов, хранящихся в ЦГАЛИ (№№ 2609, 2684, 2445, 1937, 2580, 2388), а также в ГЦММК им.Глинки (№№ 15659, 8680, 24957, 26422, 25331, 25327, 13593);

Всем привееееет!
Дорогие друзья, свершилось чудо! Я её собрал)))
Попала ко мне эта балалаечка в сильно ушатанном состоянии, старый хозяин бросил её под дождём, предварительно слегка разграбив на запчасти(((( На ней не хватало струн, колков и этого самого мостика))) В добавок сама дека слегка расклеилась (теперь есть вариант её проклеит или сделать новую, но уже кокретно под электро балалайку)
И вот я подарил ей вторую жизнь (если можно так сказать!)
Конечно сверлил я её скрепя сердце, но терять ей было нечего! =))
Пришли запчасти из Китая и России (кому нужны будут ссылки напишу что и где брал)
Процесс подгонки мостика:

Из кусочка листовой латуни изготовил упор струн на деке (ну чтобы струны не врезались в дерево — в плюс к этому мне надо было слегка развести струны внизу чтобы они попадали на чувствительные области датчика)

Вот теперь надо спаять шнур для подключения к компу (для записи) и можно будет сделать видео обзор с записью образцов звуков, но об этом позже))

А на все эти “движения” меня с подвигло вот это видео:

Приятного просмотра!
Спасибо за внимание!
Ждите новостей ;))

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Искусство мастера заключается в том, чтобы правильно выбрать родные по звучанию фрагменты древесины. Малейшая ошибка — и балалайка не будет звучать. Кроме ели мастера используют для изготовления балалайки клен, палисандр и даже черное дерево. Всеволод Родин смастерил электробалалайку и не собирается на этом останавливаться и хочет сделать электроконтрабас-балалайку.

Мы давно уже привыкли к приставке «электро» в современной музыкальной терминологии. Появились такие названия, как электрогитара, электроорган и даже ансамбль электромузыкальных инструментов. Многие инструменты обретают более богатые оттенки звучания, когда в дуэте с ними выступает электроника. Стороной обходит она пока лишь народные инструменты. Играет здесь роль, видимо, опасение нарушить чистоту уже сложившихся звучаний. Но это далеко не так. Даже такой нехитрый инструмент, как балалайка, сможет обрести большую выразительность, стать подлинным солистом оркестра народных инструментов, если ее снабдить звукоснимателем. Сегодняшняя публикация посвящена одному из вариантов «электрификации» балалайки.

Инструмент, о котором пойдет речь, изготовлен на базе обычной балалайки с длиной мензуры (расстояние от верхнего порожка до подставки) 438 мм (± 5 мм) и полной высотой подставки 13 мм (рис. 1).

Важная часть электробалалайки — звукосниматель (рис. 2). От качества его изготовления во многом зависит работа инструмента. Сердечник адаптера составлен из нескольких постоянных магнитов от электродвигателей для игрушек. Магниты обтачивают на наждачном круге. Их можно изготовить из напильника или магнитного кольца ионной ловушки кинескопов прежних выпусков.

Напильник отпускают, обрабатывают на абразивном круге до нужных размеров, закаливают и, наконец, намагничивают. Во втором случае кольцо через картонные прокладки раздавливают в тисках, а осколки обтачивают на абразивном круге. Разбивать кольцо молотком не следует: снижается намагниченность металла.

Сердечник прикрепляют к основанию клеем БФ-2 или нитроклеем (отдельные части составного магнита должны соприкасаться между собой разноименными полюсами).

Основание звукоснимателя (рис. 3) изготовлено из мягкой стали толщиной 1 мм. Обмотку наматывают на оправке — деревянном бруске высотой 10—15 мм. Длина и ширина его соответствуют размерам сердечника.

Рис. 1. Электробалалайка:

1 — звукосниматель, 2 — фальшпанель, 3 — декоративный колпачок.

Рис. 2. Звукосниматель:

1 — экранированный провод, 2 — магнит, 3 — обмотка, 4 — основание.

Рис. 3. Основание звукоснимателя.

Предварительно брусок покрывают слоем тонкой бумаги, а затем наматывают проводом ПЭВ или ПЭЛ 0,2—0,5 максимально возможное количество витков (в пределах габаритов адаптера).

Затем обмотку аккуратно снимают с бруска и изолируют слоем тонкой бумаги или лакоткани, заранее сделав два вывода длиной около 20 мм.

Читайте так же:  Ремонт mtd 790 своими руками

Крышка звукоснимателя (рис. 4) изготовлена из латуни толщиной 0,3—0,5 мм. Места стыков боковых стенок пропаяны. Крышка плотно надевается на основание звукоснимателя.

Фальшпанель (рис. 5) возможно изготовить из самых разнообразных материалов, имеющихся под рукой, например, из оргстекла, дюралюминия, тонкой фанеры, полистирола или цветного целлулоида. Технология изготовления такова. На листовую заготовку переводят через копировальную бумагу чертеж, контуры обводят карандашом и по ним выпиливают лобзиком. Эту операцию выполняют не спеша: полотно при быстрых движениях нагревается и вплавляется в заготовку.

Края фальшпанели обрабатывают напильником с мелкой насечкой или наждачной бумагой. Затем сверлят отверстия под шурупы и для декоративного колпачка (рис. 6) и полируют пастой ГОИ, растворенной в керосине до сметанообразной массы.

Декоративный колпачок выточен из латуни, отполирован и отхромирован. В него вставляют гнездо, к которому подсоединяют экранированный провод от звукоснимателя. Оплетку подпаивают к колпачку.

Рис. 4. Крышка.

Рис. 5. Фальшпанель.

Рис. 6. Декоративный колпачок.

Хромируют также шурупы, которыми фальшпанель приворачивают к деке, и крышку звукоснимателя.

Звукосниматель устанавливают, отступя 22 мм от подставки. Расстояния до 12-го лада от подставки и от верхнего порожка должны быть одинаковыми.

Затем проверяют, не задевают ли струны за звукосниматель, когда их прижимают к грифу на предпоследнем ладу. В противном случае под подставку нужно проложить слой картона требуемой толщины.

К усилителю низкой частоты инструмент подключают экранированным проводом через разъем на микрофонный вход. Если чувствительность УНЧ недостаточная, нужно собрать предварительный усилитель, например, по схеме, опубликованной в «М-К» № 9, 1977 г., с. 42.

автор Евгений Касимов aka snayper , г. Ленинск-Кузнецкий

Хочу рассказать, как можно доработать пенопластовую балалайку,многие это знают,но может кому-нибудь пригодится.

Берём обычную балалайку, таких сейчас навалом в магазинах, вот такая стоит всего сорок рубликов, но требует небольшой доработки, чтоб ловить ей было в удовольствие. Сначала её нужно уменьшить в размерах, кто-то обтачивает, я просто обрезаю скальпелем всё лишнее.

Сначала её нужно уменьшить в размерах,кто-то обтачивает,я просто обрезаю скальпелем всё лишнее.

Сначала по краям, потом убираем излишнюю толщину, инструмент которым режете, должен быть очень острым, иначе пенопласт может крошиться. Получается вот такая заготовка,

потом слегка срезаем острые углы и шлифуем всё мелкой наждачкой

Сверлом делаем отверстие под хлыстик, просто рукой, дрель не нужна

другим свёрлышком сверлим отверстие для лески,я делаю его не с заводской стороны и леска у меня сматывается в другую сторону, я так привык.

На шпуле откусываем ручку примерно до половины и обтачиваем её, чтоб была гладкая, делается это для того, чтоб удочка не цеплялась за снег.

Хлыстик я обычно меняю на более короткий и мягкий, просто вклеиваю его суперклеем

Потом берём кусочек изоляции от телефонного провода и вклеиваем в отверстие для лески, это будет что-то вроде лесоукладывателя, чтоб леска не слетала с катушки при наматывании-сматывании

Из лавсановой плёнки вырезаем прокладки и одеваем их под катушку и под зажимную шайбу, катушка с ними лучше и равномернее вращается

Зажимная шайба должна закручиваться с усилием, чтоб не могла самопроизвольно откручиваться при сматывании лески, с её помощью можно сделать так, что леска будет стравливаться при рывках, такой своеобразный фрикцион получается. Сам шток, на который одевается катушка, обрабатываю силиконовой смазкой.

Балалайку желательно покрасить, вот такой краской, продаётся в книжных магазинах, пенопласт не разъедает, цвет можно выбрать любой, лучше поярче, на снегу заметней.

Пока удочка сохнет, можно намотать на катушку леску, я пользуюсь вот такой, пока лучше ничего не нашёл.

Кивок мне больше всего нравится лавсановый,последнее время делаю из плёнки от компьютерной клавиатуры,отрезаю полоску нужной длинны и ширины,правда она прозрачная,но я её крашу водостойким маркером,чёрного и красного цвета,так мне её лучше видно,маркер со временем стирается,но подкрасить секундное дело

Отверстие в кивке делаю иглой от шприца, аккуратно высверливая круговыми движениями.

Всё что нужно для сборки кивка видно на фото. Таких проводов сейчас навалом в любом магазине электротоваров, достаточно купить и снять изоляцию. Отрезаем кусочки нужной длинны и собираем кивок, в нём получаются два отверстия, одно для хлыстика, второе для лески

Подбираем под кивок мормышку, регулируя длину, и обрезаем всё лишнее, если планируете ловить с этим кивком на другие мормышки, то кивок можно не обрезать, чтоб можно было его настроить регулируя длину

На удочке обычно пишу маркером диаметр лески

При сборке удочки леску вставляем в кембрик, который вклеивали, на фото с прозрачной шпулей видно, как он прилегает к катушке

Потом леску пропускаем через кивок и привязываем мормышку. На хлыстик нужно одеть несколько кусочков нипельной резинки, чтоб можно было цеплять мормышку при транспортировке. Мормышка должна быть вот в таком положении

Всё! балалайка к рыбалке готова, как говорится почувствуйте разницу. Удочка стала намного легче, меньше и удобнее, и прямо рвётся в бой, а на хорошо настроенном кивке видно любое прикосновение, как говорит мой товарищ: “на твоём кивке видно как рыба рядом пукнула”. Юморист, блин.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Всем ни хвоста, ни чешуи, с уважением Snayper.

Изображение - Ремонт балалаек своими руками photo-for-site
Автор статьи: Петр Морокин

Приветствую! Меня зовут Петр. Я с юности любил собирать автомодели и парапланы, позже мое хобби выросло в нечто большее и я долгое время работал мастером в компании “муж на час”. За многолетний опыт в моей копилке оказались огромное количество различных схем и реализаций ремонта и монтажа своими руками различных устройств. Не все “рецепты” принадлежат мне, но считаю что такие знания должны быть в открытом доступе. Это и стало причиной создать данный сайт.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.6 проголосовавших: 23

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here